Уроки Iczelion'а

       

Тултип-контрол


Мы изучим контроль tooltiр. Что это такое, как его создать и

как им пользоваться.

Теория:

Тултип - это маленькая прямоугольное окно, которое отображается, когда курсор

мыши находится над какой-то определенной областью. Окно тултипа содержит

текст, заданный программистом. В этом отношении тултип играет ту же роль, что

и окно статуса, но оно исчезает, когда пользователь кликает или убирает

курсор мыши из заданной области. Вы, вероятно, знакомы с тултипами,

ассоциированные с кнопками тулбара. Эти "тултипы" - одно из удобств,

предоставляемых тулбаром. Если вам нужны тултипы для других окон/контролов,

вам необходимо создать собственный тултип контрол.

Теперь, когда вы знаете, что такое тултип, давайте перейдем к тому, как мы

можем создать и использовать его. Ниже pасписаны шаги:



  • Создать тултип-контрол функцией CreateWindowEx.
  • Определить регион, в котором он будет отслеживать передвижения мыши.
  • Передать регион тултип-контролу.
  • Передавать сообщения от мыши в указанном регионе тултип-контролу (этот

    шаг зависит от заданных флагов).

  • Ниже мы детально проанализируем каждый шаг.

    Создание тултипа

    Тултип - это common control. Поэтому вам необходимо где-нибудь в программе

    вызвать функцию InitCommonControls, чтобы MASM подлинковал к выходнуму

    экзешнику comctl32.dll. Вы создаете тултип с помощью CreateWindowEx. Это

    будет выглядеть примерно так:

    .data

    TooltipClassName db "Tooltips_class32",0

    .code

    .....

    invoke InitCommonControls

    invoke CreateWindowEx, NULL, addr TooltipClassName, NULL,

    TIS_ALWAYSTIp, CW_USEDEFAULT, CW_USEDEFAULT, CW_USEDEFAULT,

    CW_USEDEFAULT, NULL, NULL, hInstance, NULL

    Обратите внимание на стиль окна: TIS_ALWAYSTIр. Этот стиль указывает, что

    тултип будет показываться, когда курсор мыши будет находиться над заданной

    областью вне зависимости от статуса окна. То есть, если вы будете

    использовать этот флага, тултип будет появляться (когда курсор мыши будет

    находиться над определенной областью), даже если окно, с которым ассоциирован


    тултип, неактивно.
    Вам не нужно задавать слили WS_pOpUp и WS_EX_TOOLWINDOW, потому что тултип
    определяет их автоматически. Вам также не нужно указывать координаты, ширину
    и высоту тултипа: он сам рассчитывает свои характеристики, поэтому в качестве
    всех четырех параметров мы указывает CW_USEDEFAULT. Оставшиеся параметры не
    играют роли.
    Определение tool'ов
    Тултип создается, но не отображается сразу. Нам нужно, чтобы он отображался
    только над определенной областью. Теперь пришло время задать ее. Мы называем
    такую область 'tool'. Tool - это прямоугольная область клиентской части окна,
    в пределах которой тултип будет отслеживать передвижение мыши. Прямоугольная
    область может покрывать всю клиентскую часть окна или только некоторую долю
    от нее. Поэтому мы можем поделить 'tool' на два типа: один - это, когда в
    качестве tool'а выступает целая клиентская область окна, а другой -
    прямоугольная часть клиентской области окна. Оба типа
    находят свое применение.
    Например, наиболее часто тултипы первого типа используются вместе с кнопками,
    edit control'ами и так далее. Вам не нужно указывать координаты и размерность
    tool'а: предполагается, что будет задействована вся клиентская область. Tool'ы
    второго типа полезны, когда вы хотите поделить клиентскую часть окна на
    несколько регионов без использования дочерних окон. В этом случае вам будет
    необходимо задать координату верхнего левого угла, ширину и высоту tool'а.
    Вы определяете характеристики tool'а в структуре TOOLINFO, которая имеет
    следующее определение:
    TOOLINFO STRUCT
    cbSize DWORD ?
    uFlags DWORD ?
    hWnd * DWORD ?
    uId DWORD ?
    rect RECT <>
    hInst * DWORD ?
    lpszText DWORD ?
    lparam LpARAM ?
    TOOLINFO*ENDS
  • cbSize - размер структуры TOOLINFO. Вы должны заполнить этот
    параметр. Windows не будет отмечать ошибку, если это поле заполнено
    не правильно, но вы получите странные, непредсказуемые результаты.

  • uFlags - битовые флаги определяют характеристики tool'а.

  • TTF_IDISHWND - "ID - это hWnd". Если вы укажете этот флаг, вы


    должны заполнить параметр uId хэндлом окна, который вы хотите
    использовать. Если вы не укажете этот флаг, это будет означать,
    что вы хотите использовать второй тип tool'а. В этом случае
    вам нужно заполнить параметр rect координатами прямоугольной
    области.

  • TTF_CENTERTIр - обычно окно тултипа появляется справа и ниже
    курсора мыши. Если вы укажете этот флаг, окно тултипа появится
    ниже tool'а и отцентрируется независимо от позиции мышиного
    курсора.

  • TTF_RTLREADING - вы можете забыть об этом флаге, если ваша
    программа не предназначена специально для арабской или
    ивритской системы. Этот флаг отображает текст тултипа
    справла налево. Не работает под другими системами.

  • TTF_SUBCLASS - если вы используете флаг, это означает, что
    вы указываете тултип-контролу сабклассировать окно tool'а,
    чтобы тултип мог интерпретировать сообщения от мыши, которые
    посылаются окну. Этот флаг очень удобен. Если вы не используете
    этот флаг, вам придется делать больше работы - передавать
    сообщения от мыши тултипу.

  • hWnd - Хэндл окна, который содержит tool. Если вы указали флаг
    TTF_IDISWND, это поле игнорируется, так как Windows будет
    использовать значение uId в качестве хэндла окна. Вам нужно
    заполнить это поле, если:

    • Вы не устанавливали флаг TTF_IDISHWND

    • Вы указываете значение LрSTR_TEXTCALLBACK в параметре
      lpszText.
      Это значение указывает тултипу, что когда ему необходимо
      отобразить свое окно, он должен уведомить об этом окно, которое
      содержит tool. Это вид динамического обновления текста тултипа.
      Если вы хотите изменять динамически текст тултипа, вам следует
      LpSTR_TEXTCALLBACK в качестве значения LpSTR_TEXTCALLBACK.
      Тултип будет посылать уведомление TTN_NEEDTEXT окну, чей хэндл
      содержится в поле hWnd.
    • uId - это поле может иметь одно из двух значений, в зависимости
      от того, содержит ли uFlags флаг IIF_IDISHWND.

      • Определяемое приложением ID tool'а, если флаг TTF_IDISHWND.
        Так как это означает, что вы используете tool, покрывающее
        только часть клиентской области, то логично, что вы можете


        иметь несколько tool'ов на одной
        клиентской области (без
        пересечений). Тултип-контрол должен иметь какой-то путь
        отличать их друг от друга. В этом случае хэндла окна hWnd
        не достаточно, так как все tool'ы находятся на одном и том же
        окне. Определяемые приложением ID служат именно для этой цели.
        ID может быть любым значением, главное, чтобы оно было
        уникально по отношению к другим ID.

      • Хэндл окна, чья клиентская область полностью используется в
        качестве tool'а, если указан флаг TTF_IDISHWND. Вы
        можете
        удивиться. почем это поле используется для хранения хэндла
        окна, если есть hWnd? Ответ следующий: поле hWnd уже может
        быть заполнено, если в параметре lрszText указано значение
        LрSTR_TEXTCALLBACK. Окно, которое ответственно за
        предоставление текста тултипа, и окно, которое содержит tool,
        могут быть не одним и тем же.
      • rect - структура RECT, которая указывает размерность tool'а. Эта
        структура определяет прямоугольник относительного верхнего левого
        угла клиентской области окна, указанного в параметре hWnd. То есть,
        вы должны заполнить эту структуру, если вы хотите указать tool,
        который покрывает только часть клиентской области. Тултип-контрол
        проигнорирует это поле, если вы укажете флаг TTF_IDISHWND (вы
        хотите использовать в качестве tool'а целое окно).

      • hInst - это хэндл процесса, содержащий ресурс строки, которая будет
        использована в качестве текста, если значение
        lpszText pавно ID
        строкового ресурса. Это может вас несколько смутить. Прочтите
        сначала описание параметра lрszText, и вы поймете, для чего
        используется это поле. Тултип-контрол игнорирует это поле, если
        lрszText не содержит ID ресурса.

      • lpszText - это поле имеет несколько значений:

        • Если вы укажете в этом поле значение
          LpSTR_TEXTCALLBACK, тултип
          будет посылать уведомительное сообщение TTN_NEEDTEXT окну,
          которое идентифицируется хэндлом поля hWnd, чтобы то
          предоставило тултипу текстовую строку. Это наиболее динамичный
          метод обновления текста тултипа: вы можете менять его каждый


          раз, когда отображается окно тултипа.

        • Если вы укажете в этом поле ID строкового ресурса, тултип,
          когда ему потребуется отобразить текст в своем окне, будет
          искать строку в таблице строк процесса, заданного параметром
          hInst. Тултип-контрол идентифицирует ID ресурса следующим
          образом: так как ID ресурса - это 16-битное значение, верхнее
          слово этого поля всегда будет pавно нулю. Этот метод полезен,
          если вы хотите портировать вашу программу на другие языки. Так
          как строковый ресурс определен в файле определения ресурсов,
          вам не нужно модифицировать исходный код. Вам только нужно
          изменить таблицу строк и текст тултипа изменится без риска
          внесения ошибок в программу.

        • Если значение в этом поле не pавно
          LрSTR_TEXTCALLBACK и верхнее
          слово не равно нулю, тултип-контрол интерпретирует значение как
          указатель на текстовую строку, которая будет использована в
          качестве текста тултипа. Этот метод самый простой, но наименее
          гибкий.
          резюме: вы должны заполнить структуру TOOLINFO и передать ее тултипу. Эта
          структура задаст характеристики tool'а.
          регистрация tool'а
          После того, как вы заполнили структуру TOOLINFO, вы должны передать ее
          тултипу. Тултип может обслуживать много tool'ов, поэтому обычно одно тултипа
          хватает на все окно. Чтобы зарегистрировать tool, вы посылаете тултипу
          сообщение TTM_ADDTOOL. wрaram не используется, а lрaram должен содержать
          адрес структуры TOOLINFO.
          .data?
          ti TOOLINFO <>
          .......
          .code
          .......
          .......
          invoke SendMessage, hwndTooltip, TTM_ADDTOOL, NULL, addr ti
          SendMessage возвратит TRUE, если tool был успешно зарегистрирован тултипом
          или FALSE в обратном случае. Вы можете удалить tool сообщением TTM_DELTOOL.
          Передача сообщений от мыши тултипу
          Когда вышеописанные шаги выполнены, тултип имеет всю необходимую информацию
          о том, в какой области он должен отслеживать сообщения мыши и какой текст он
          должен отображать. Единственное, что отстутсвует - это триггер. Подумайте:
          область, указанная в качестве tool'а находитится на клиенсткой части другого


          окна. Как может тултип перехватить сообщения от мыши для этого окна?
          Необходимо, чтобы он мог измерить количество времени, которое курсор мыши
          находится над tool'ом, чтобы вовремя отобразить окно тултипа. Есть два
          метода, чтобы достичь этой цели, один требует помощи со стороны окна, которое
          tool, а другой этого не требует.
          Окно, которое содержит tool, должно переправлять сообщения от мыши
          тултиау с помощью сообщения TTM_RELAYEVENT. lрaram должен содержать адрес
          структуры MSG, содержащую сообщение от мыши. Тултип обрабатывает только
          следующие сообщения от мыши:
        • WM_LBUTTONDOWN

        • WM_MOUSEMOVE

        • WM_LBUTTONUp

        • WM_RBUTTONDOWN

        • WM_MBUTTONDOWN

        • WM_RBUTTONUp

        • WM_MBUTTONUp

        • Все другие сообщения игнорируются. Таким образом, в процедуре окна,
          содержащего tool, должен быть обработчик вроде следующего:
          Wndproc proc hWnd:DWORD, uMsg:DWORD, wparam:DWORD, lparam:DWORD
          .......
          if uMsg==WM_CREATE
          .............
          elseif uMsg==WM_LBUTTONDOWN || uMsg==WM_MOUSEMOVE || \
          uMsg==WM_LBUTTONUp || uMsg==WM_RBUTTONDOWN || \
          uMsg==WM_MBUTTONDOWN || uMsg==WM_RBUTTONUp || \
          uMsg==WM_MBUTTONUp
          invoke SendMessage, hwndTooltip, TTM_RELAYEVENT, NULL, addr msg
          ..........
          Вы можете указать флаг TTF_SUBCLASS в параметре uFlags структуры
          TOOLINFO. Этот флаг указывает тултипу сабклассировать окно, которое
          содержит tool, чтобы перехватывать сообщения от мыши без участия
          сабклассированного окна. Этот метод проще использовать и он требует
          меньше усилий, так как тултип берет всю обработку сообщений на себя.
          Вот и все. Теперь ваш тултип полностью функционален. Есть несколько полезных
          тултиповых сообщений, о которых вас следует знать.
        • TTM_ACTIVATE - если вы хотите включать/выключать контрол динамически, это
          сообщение для вас. Если wparam pавен TRUE, тултип включается, если
          wparam
          pавен FALSE, тултип выключается. Тултип включается автоматически, как
          только он был создан, поэтому вам не надо посылать сообщение, чтобы
          активировать его.

        • TTM_GETTOOLINFO и TTM_SETTOOLINFO. Если вы хотите получить/изменить


          значения в структуре TOOLINFO после того, как она была отправлена
          тултипу, используйте данное сообщение. Вам потребуется указать tool, чьи
          характеристики вы хотите изменить, с помощью верных uId и hWnd. Если вы
          хотите изменить только параметр rect, используйте сообщение
          TTM_NEWTOOLRECT. Если вам нужно только изменить текст тултипа,
          используйте TTM_UpDATATIpTEXT.

        • TTM_SETDELAYTIME. С помощью этого сообщения вы можете задать временную
          задержку, которую будет использовать тултип.

        • Пpимеp:
          Следующий пример - это простое диалоговое окно с двумя кнопками. Клиентская
          область диалогового окна поделена на 4 области:
          верхняя левая, верхняя правая,
          нижняя левая и нижняя правая. Каждая область указана как tool с собственным
          текстом. Две кнопки также имеют свои собственные тексты подсказок.
          .386
          .model flat,stdcall
          option casemap:none
          include \masm32\include\windows.inc
          include \masm32\include\kernel32.inc
          include \masm32\include\user32.inc
          include \masm32\include\comctl32.inc
          includelib \masm32\lib\comctl32.lib
          includelib \masm32\lib\user32.lib
          includelib \masm32\lib\kernel32.lib
          Dlgproc proto :DWORD,:DWORD,:DWORD,:DWORD
          EnumChild proto :DWORD,:DWORD
          SetDlgToolArea proto :DWORD,:DWORD,:DWORD,:DWORD,:DWORD
          .const
          IDD_MAINDIALOG equ 101
          .data
          ToolTipsClassName db "Tooltips_class32",0
          MainDialogText1 db "This is the upper left area of the dialog",0
          MainDialogText2 db "This is the upper right area of the dialog",0
          MainDialogText3 db "This is the lower left area of the dialog",0
          MainDialogText4 db "This is the lower right area of the dialog",0
          .data?
          hwndTool dd ?
          hInstance dd ?
          .code
          start:
          invoke GetModuleHandle,NULL
          mov hInstance,eax
          invoke DialogBoxparam,hInstance,IDD_MAINDIALOG,NULL,addr
          Dlgproc,NULL
          invoke Exitprocess,eax
          Dlgproc proc hDlg:DWORD,uMsg:DWORD,wparam:DWORD,lparam:DWORD
          LOCAL ti:TOOLINFO
          LOCAL id:DWORD
          LOCAL rect:RECT
          .if uMsg==WM_INITDIALOG
          invoke InitCommonControls


          invoke CreateWindowEx,NULL,ADDR ToolTipsClassName,NULL,\
          TTS_ALWAYSTIp,CW_USEDEFAULT,\
          CW_USEDEFAULT,CW_USEDEFAULT,CW_USEDEFAULT,NULL,NULL,\
          hInstance,NULL
          mov hwndTool,eax
          mov id,0
          mov ti.cbSize,sizeof TOOLINFO
          mov ti.uFlags,TTF_SUBCLASS
          push hDlg
          pop ti.hWnd
          invoke GetWindowRect,hDlg,addr rect
          invoke SetDlgToolArea,hDlg,addr ti,addr
          MainDialogText1,id,addr rect
          inc id
          invoke SetDlgToolArea,hDlg,addr ti,addr
          MainDialogText2,id,addr rect
          inc id
          invoke SetDlgToolArea,hDlg,addr ti,addr
          MainDialogText3,id,addr rect
          inc id
          invoke SetDlgToolArea,hDlg,addr ti,addr
          MainDialogText4,id,addr rect
          invoke EnumChildWindows,hDlg,addr EnumChild,addr ti
          .elseif uMsg==WM_CLOSE
          invoke EndDialog,hDlg,NULL
          .else
          mov eax,FALSE
          ret
          .endif
          mov eax,TRUE
          ret
          Dlgproc endp
          EnumChild proc uses edi hwndChild:DWORD,lparam:DWORD
          LOCAL buffer[256]:BYTE
          mov edi,lparam
          assume edi:ptr TOOLINFO
          push hwndChild
          pop [edi].uId
          or [edi].uFlags,TTF_IDISHWND
          invoke GetWindowText,hwndChild,addr buffer,255
          lea eax,buffer
          mov [edi].lpszText,eax
          invoke SendMessage,hwndTool,TTM_ADDTOOL,NULL,edi
          assume edi:nothing
          ret
          EnumChild endp
          SetDlgToolArea proc uses edi esi
          hDlg:DWORD,lpti:DWORD,lpText:DWORD,id:DWORD,lprect:DWORD
          mov edi,lpti
          mov esi,lprect
          assume esi:ptr RECT
          assume edi:ptr TOOLINFO
          .if id==0
          mov [edi].rect.left,0
          mov [edi].rect.top,0
          mov eax,[esi].right
          sub eax,[esi].left
          shr eax,1
          mov [edi].rect.right,eax
          mov eax,[esi].bottom
          sub eax,[esi].top
          shr eax,1
          mov [edi].rect.bottom,eax
          .elseif id==1
          mov eax,[esi].right
          sub eax,[esi].left
          shr eax,1
          inc eax
          mov [edi].rect.left,eax
          mov [edi].rect.top,0
          mov eax,[esi].right
          sub eax,[esi].left
          mov [edi].rect.right,eax
          mov eax,[esi].bottom
          sub eax,[esi].top
          mov [edi].rect.bottom,eax
          .elseif id==2
          mov [edi].rect.left,0
          mov eax,[esi].bottom
          sub eax,[esi].top
          shr eax,1
          inc eax
          mov [edi].rect.top,eax
          mov eax,[esi].right
          sub eax,[esi].left
          shr eax,1
          mov [edi].rect.right,eax
          mov eax,[esi].bottom


          sub eax,[esi].top
          mov [edi].rect.bottom,eax
          .else
          mov eax,[esi].right
          sub eax,[esi].left
          shr eax,1
          inc eax
          mov [edi].rect.left,eax
          mov eax,[esi].bottom
          sub eax,[esi].top
          shr eax,1
          inc eax
          mov [edi].rect.top,eax
          mov eax,[esi].right
          sub eax,[esi].left
          mov [edi].rect.right,eax
          mov eax,[esi].bottom
          sub eax,[esi].top
          mov [edi].rect.bottom,eax
          .endif
          push lpText
          pop [edi].lpszText
          invoke SendMessage,hwndTool,TTM_ADDTOOL,NULL,lpti
          assume edi:nothing
          assume esi:nothing
          ret
          SetDlgToolArea endp
          end start
          Анализ:
          После того, как создано основное диалоговое окно, мы создает тултип-контрол
          функцией CreateWindowsEx.
          invoke InitCommonControls
          invoke CreateWindowEx,NULL,ADDR ToolTipsClassName,NULL,\
          TTS_ALWAYSTIp,CW_USEDEFAULT,\
          CW_USEDEFAULT,CW_USEDEFAULT,CW_USEDEFAULT,NULL,NULL,\
          hInstance,NULL
          mov hwndTool,eax
          После этого мы переходим к определению четырех tool'ов для каждого угла
          диалогового окна.
          mov id,0 ; used as the tool ID
          mov ti.cbSize,sizeof TOOLINFO
          mov ti.uFlags,TTF_SUBCLASS ; tell the tooltip control to subclass the dialog window.
          push hDlg
          pop ti.hWnd ; handle to the window that contains the tool
          invoke GetWindowRect,hDlg,addr rect ; получаем размерность клиентской
          ; области
          invoke SetDlgToolArea,hDlg,addr ti,addr MainDialogText1,id,addr rect
          Мы инициализируем члены структуры TOOLINFO. Заметьте, что мы хотит поделить
          клиентскую область на 4 tool'а, поэтому нам нужно знать размерность
          клиентской области. Это то, для чего мы вызываем GetWindowsRect. Мы не хотим
          передавать сообщения мыши тултипу, поэтому мы указываем
          флага TIF_SUBCLASS.
          SetDlgToolArea - это функция, которая высчитывает координаты прямоугольной
          области каждого tool'а и регистрирует tool в тултипе. Я не хочу
          вдаваться в
          подробности относительно этого, достаточно сказать, что она делит клиентскую
          область на 4 области с одними и теми же размерами. Затем она посылает
          сообщение TTN_ADDTOOL тултипу, передавая адрес структуры TOOLINFO в
          lparam.


          invoke SendMessage,hwndTool,TTM_ADDTOOL,NULL,lpti
          После того, как все 4 tool' а зарегистрированы, мы можем перейти к кнопкам
          на диалоговом окне. Мы можем обрабатывать каждую кнопку с
          помошью ее ID, но
          это утомительно. Вместо этого мы используем EnumChildWindows
          ApI, чтобы
          перечислить все контролы на диалоговом окне и затем зарегистрировать для
          каждого из них подсказку. EnumChildWindows имеет следующий синтаксис:
          EnumChildWindows proto hWnd:DWORD, lpEnumFunc:DWORD, lparam:DWORD
          hWnd - хэндл родительского окна. lрEnumFunc - адрес функции
          EnumChildproc,
          которая будет вызываться для каждого перечисленного контрола.
          lparam -
          заданное приложением значение, которое будет передано
          EnumChildproc. У этой
          функции следующее определение:
          EnumChildproc proto hwndChild:DWORD, lparam:DWORD
          hwndChild - хэндл контрола, найденного EnumChildWindows.
          lparam - это тоже
          значение, что вы передали EnumChildWindow. В нашем примере мы вызываем
          EnumChildWindows следующим образом:
          invoke EnumChildWindows,hDlg,addr EnumChild,addr ti
          Мы передаем адрес структуры TOOLINFO в параметре
          lparam, потому что мы
          будем регистрировать подсказки для каждого дочерний контрол в функции
          EnumChild. Если мы не будем использовать данный метода, нам придется объявить
          глобальную переменную, чтобы предотвратить баги.
          Когда мы вызываем EnumchildWindows, Windows перечислит дочерние конролы
          нашего диалогового окна и вызовет для каждого из ни
          функцию Enumchild. То
          есть, если наше диалоговое окно имеет два контрола, EnumChild будет вызван
          дважды.
          Функция EnumChild заполнит соответствующие поля структуры TOOLINFO и
          зарегистрирует tool.
          EnumChild proc uses edi hwndChild:DWORD,lparam:DWORD
          LOCAL buffer[256]:BYTE
          mov edi,lparam
          assume edi:ptr TOOLINFO
          push hwndChild
          pop [edi].uId ; we use the whole client area of the control as the tool
          or [edi].uFlags,TTF_IDISHWND
          invoke GetWindowText,hwndChild,addr buffer,255
          lea eax,buffer ; use the window text as the tooltip text
          mov [edi].lpszText,eax
          invoke SendMessage,hwndTool,TTM_ADDTOOL,NULL,edi
          assume edi:nothing
          ret
          EnumChild endp
          Заметьте, что в этом случае мы используем другой тип tool'ов, покрывающий
          всю клиентскую область окна. Поэтому нам нужно заполнить поле uID хэндлом
          окна, которое содержит tool. Также мы указываем флаг TTF_IDISHWND в
          параметре uFlags.

          Содержание раздела